Интервью в журнале «XXI».

Интервью Генерального директора Группы компаний DP Андрея Александровича Мединского в журнале «XXI».

Юность героя этого материала совпала с переломным моментом — крушением старого государственного и экономического строя и становлением нового. Тем, кому выпало взрослеть в 90-е, и не снилась та беззаботная легкость, с какой смотрят на мир современные студенты и старшеклассники. Плохо это или хорошо, но чтобы завоевать в тех суровых условиях свое место под солнцем, просто необходимо было из детства совершить скачок в зрелость, минуя юношескую беспечность. И судя по тому, чего добился наш герой к сегодняшнему дню — оно того стоило.

Итак, собеседник журнала «XXI Украина» — бизнесмен, спортсмен и меценат Андрей МЕДИНСКИЙ. Среди группы компаний «DP», которую возглавляет Андрей Александрович, ведущее место занимает DP Air Gas — лидер украинского рынка по продаже промышленных газов.
— Андрей Александрович! Как давно было создано ваше предприятие, и каковы основные направления его деятельности?

— Предприятие существует уже десять лет. Основная его направленность — промышленные газы, их производство и реализация. На сегодняшний день продукция наша более чем востребована, и если начинали мы исключительно с восточного региона, то сегодня не охватьваем всю Украину, но и выходим за ее пределы. Среди наших клиентов есть ряд предприятий России и Польши.

— Понимаю, что перечислить всех ваших клиентов просто нереально, и все же, назовите наиболее крупных из них.

— У нас пять тысяч контрагентов. Практически в каждом крупном городе юго-восточного региона, а также в Киеве, есть представительства, и в ближайшем будущем мы планируем сделать их географию более обширной. Поэтому, действительно, перечислить всех, с кем мы работаем, невозможно. Но среди крупных предприятий, чьи названия у всех на слуху, могу назвать «Метинвест», «Детек», «Стирол», «Норд», «Донецк-сталь». С этими предприятиями сотрудничаем довольно долго и весьма плодотворно.

— Все это — промышленные гиганты, чьи названия в самом деле знакомы каждому. Ну, а в каких еще отраслях ваша продукция может быть полезной?

— Мы являемся единственным предприятием Донецкой области, имеющим лицензию на обеспечение газами медицинских учреждений. На сегодняшний день мы вплотную заняты переоборудованием производства, чтобы уже в этом году улучшить качество обслуживания наших клиентов и активно работать в данном направлении. Главным образом, речь идет о поставках кислорода и закиси азота для проведения операций. К этому решению мы пришли в конце 2008 года, когда, как вы знаете, был спад промышленного производства и нам, как и всем, необходимо было искать новые рынки. Кроме того, газы необходимы и в пищевой промышленности — в частности, при упаковке продуктов с целью их сохранности. Особое место в числе наших клиентов занимает Банкнотно-монетный двор Украины — газы используются и при производстве денежных знаков, а вы не знали?

— Просто удивительно — буквально каждый день приходишь в магазин за продуктами, потом расплачиваешься на кассе, и не задумываешься, сколько всего за этим стоит! Скажите, Андрей Александрович, на базе предприятия действует собственная лаборатория?

— Да, несколько лет назад была создана аттестованная лаборатория. Кроме того, было запатентовано несколько моих личных разработок, позволяющих производить более качественную продукцию, и даже Госстандарт Украины приобретает некоторые виды газов у нас для своих исследовательских целей.

— В таком случае, напрашивается вопрос — ваша основная специальность как-то связана с наукой?

— Нет, не связана никоим образом, хотя в школьные годы я действительно очень любил химию и физику. Поскольку все в нашей семье автотранспортники, отец настоял на том, чтобы после 9-го класса я поступил в Горловский дорожный техникум на специальность «Организация грузовых автоперевозок». Он считал, что в первую очередь необходимо освоить какую-то практическую профессию, научиться что-то делать руками, а уже потом можно будет подумать и о высшем образовании. Думаю, он был прав — уже во время учебы в техникуме я стал помогать ему в его бизнесе, который как раз был непосредственно связан с моей специальностью. Благодаря этому, еще будучи фактически подростком, я уже зарабатывал достаточно, чтобы содержать семью. Если судить по сегодняшним меркам, то женился я очень рано — в девятнадцать лет, и вскоре стал отцом.Старшей моей дочери сейчас тринадцать лет, младшей семь. Некоторое время спустя я окончил экономический факультет ДонГУ по специальности «Менеджмент производственной сферы», и считаю, что оба этих образования были нужны и полезны. Кроме того, прошел курс обучения ТМА в области менеджмента и маркетинга.

На мой взгляд, для успешного руководства предприятием недостаточно просто хорошо ориентироваться в отрасли, в которой работаешь. Управление — это, можно сказать, целое искусство, которому необходимо учиться и постоянно совершенствоваться, поскольку требования к бизнесу становятся все более жесткими.

— Андрей Александрович, в масштабах Украины ваша компания является лидером отрасли. А как могли бы вы оценить ее конкурентоспособность относительно мировых производителей?

— Мы ведем достаточно активную международную жизнь: внимательно следим за всеми мировыми тенденциями и разработками внутри отрасли, регулярно посещаем выставки,конференции, семинары. К сожалению, вынужден признать, что западные компании значительно опережают нас. По мере сил и возможностей мы перенимаем их опыт, внедряем его здесь и, разумеется, достигаем определенных успехов. В мировом масштабе мы вполне могли бы рассчитывать на какую-то среднюю нишу, но претендовать на лидерство — увы, нет. Все дело в том, что данный вид бизнеса, как и постсоветский бизнес вообще, еще достаточно молод, и те процессы, которые происходили на Западе двадцать лет назад, мы переживаем сегодня.
— Знаете, Андрей Александрович, вы в какой-то степени удивили меня, сказав, что бизнес по мере своего развития предъявляет все более жесткие требования. Неужели сто лет назад, когда все только зарождалось, было проще?

— Понимаете, в 90-е годы, о которых вы говорите, бизнес был стихийным и в определенном смысле творческим. Если тогда достаточно было лишь находчивости, то сегодня, когда он становится более упорядоченным, постепенно приближаясь к мировым стандартам, во главу угла ставится точный математический расчет— построение бизнес-моделей, прогнозирование всевозможных колебаний на рынке и так далее. И именно поэтому, как я уже говорил, не обойтись без специальных знаний. Это также касается и управления персоналом. На старте, когда штат компании был небольшим, мы, по сути, являли собой команду единомышленников, а следовательно и отношения были более демократичными. Сейчас в нашей компании работает четыреста человек, и приходится выстраивать определенную иерархию, быть более требовательным к подчиненным. Вообще должен сказать, что на западе отношение людей к работе принципиально отличается от отечественного. Там, приходя в офис или на производство, человек забывает обо всем постороннем, всецело погружаясь в рабочий процесс. Следовательно труд его более продуктивен, и вот, что получается: к примеру, в Германии, на предприятии, аналогичном нашему, штат в два раза меньше, чем у нас. Судите сами, сколько, таким образом, экономит работодатель на обеспечении персонала необходимым инвентарем, на заработной плате и так далее.
— То есть главное качество хорошего сотрудника — это самоотдача и ответственное отношение к делу. О профессионализме не говорю, поскольку это само собой разумеется. А какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать руководитель?

— В первую очередь, это должен быть лидер, имеющий перед собой четкую цель, способный заразить своей идеей коллектив и повести его за собой. Я говорил о необходимости иерархии, но в то же время нельзя забывать, что не машины, а люди работают и приносят тебе прибыль. Поэтому, кроме необходимости четко поставить перед каждым сотрудником его задачу нужно также быть открытым для диалога, уметь выслушать и взять на вооружение полезную идею.

— Поскольку вы, Андрей Александрович, человек активный и волевой, то, думаю, и увлечения ваши должны соответствовать характеру. Не расскажете ли о них?

— Да, действительно, я предпочитаю активный отдых. Интересуюсь автомобилями, увлекаюсь мотоспортом, квадроциклами, горными лыжами. У нас на предприятии есть собственная команда по мотокроссу, которая уже три года подряд становится чемпионом Украины. Для проведения соревнований мы реконструировали в моем родном городе Енакиево заброшенный футбольный стадион, где теперь два раза в год проходят этапы всеукраинского чемпионата. В этом году итог соревнований трудно прогнозировать, поскольку наш ведущий спортсмен получил травму позвоночника. И хотя курс лечения и реабилитации он успешно прошел, к соревнованиям пока не допущен, поэтому трудно предсказать, кто же на этот раз одержит победу — мы или наши соперники из Свалявы, тоже очень сильная команда. Кроме того, на базе все того же стадиона мы открыли в этом году детско-юношеский клуб мотокросса, воспитанники которого уже через пять-шесть лет смогут показывать весьма неплохие результаты.
— Возможно, мой вопрос покажется слишком личным, и все же, видя в вашем кабинете иконы, не могу его не задать. Вы верующий человек?

— Да, вера занимает достаточно серьезное место в моей жизни. В настоящее время мой отец занят реконструкцией храма в поселке Булавинка неподалеку от Енакиево, и я, по мере сил, помогаю ему в этом.

— Что ж, позвольте от всей души пожелать вам успехов в этом благом начинании. Ну, и последний вопрос — что, по вашему мнению, необходимо для того, чтобы украинская экономика как можно скорее приблизилась к мировым критериям?

— Я полагаю, власть должна оказывать всестороннюю поддержку малому и среднему бизнесу. Другими словами, создавать средний класс, которого на сегодняшний день у нас просто нет. Прежде всего нужно уделить внимание данной проблеме, и это будет нашим первым серьезным шагом к благополучию и повышению уровня жизни нашего народа.

Екатерина Михайлова

Александр Васильев (фото)

Запись опубликована в рубрике Пресс-центр. Добавьте в закладки постоянную ссылку.